Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и
пальцев
В дошкольном возрасте
самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой ручной моторики.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция
слогов. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных
медико-психологических опытов и обследования большого количества детей была
выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует
возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие
движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной
ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как
подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к
письму, а не обучение ему, т.к. раннее обучение часто приводит к формированию
неправильной техники письма), ознакомление с элементарными геометрическими
формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше –
меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера,
обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д.
Начинать работу по
развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом
возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные
точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте до трех-четырех лет нужно
выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например,
“Сорока”), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания:
застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
Главное – уровень
сложности заданий должен соответствовать возрасту. При выборе игр и упражнений
необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и
слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере
усвоения программного материала игру можно усложнять, увеличив количество
предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал
игры на словесный и т.д.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть
включены в такие домашние дела, как:
•перемотка ниток;
•завязывание и развязывание узелков;
•уход за срезанными и живыми цветами;
•чистка металла;
•водные процедуры, переливание воды. Можно
предложить помыть посуду, предоставив в распоряжение ребенка пластиковые
предметы, или постирать белье (объясните и покажите предварительно все
процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание);
•собирание разрезных картинок;
Игры на базе конструктора ЛЕГО (или любого
другого конструктора)
Игра на базе конструктора способствует развитию
мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в
пространстве.
Преимущества использования конструктора:
•с поделками из конструктора ребенок может
играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или
фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры;
•при использовании конструктора у ребенка
получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у
него навыков. Ребенок уже испытывает чувство успеха;
•поскольку конструктор можно расположить не
только на столе, но и на полу на ковре, ребенку во время занятия нет
необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически
ослабленных детей;
•конструктор безопасен, у ребенка руки
остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
Разными фирмами предлагается широкий выбор
наборов: “Дом”, “Аэропорт”, “Зоопарк”, “Семья” и другие. Их можно использовать
для развития словарного запаса малыша.
1. “Кто запомнит?”
Оборудование: коробочка с цветными палочками
разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Содержание: взрослый показывает ребенку
образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в
каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок
самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По
окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.
2. “Волшебный куб”
Оборудование: “волшебный куб” – их сейчас
продается великое множество с различной тематикой (геометрические фигуры,
животные, цветы, цифры и т.п.). Можно изготовить самим такой куб: взять коробку
в форме куба из плотного картона, подобрать фигурки по выбранной тематике
(например, геометрические) примерно одного размера и сделать соответствующие
отверстия в коробке. Все можно раскрасить в разные цвета. На первом этапе надо
показать ребенку, что каждая фигурка попадает только в одно отверстие, а в
другое – нет; затем совместно попытаться разложить фигурки. И только потом
можно предоставить ребенку самому попробовать. И если не получиться,
попробовать сначала.
Работа с бусами
Отлично развивает руку разнообразное
нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и
макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков,
квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины.
Используемые материалы: бусы различной
текстуры, леска, нитки, пуговицы, макароны, сушки, шнурки и другие материалы
(зависит от фантазии).
Содержание: Взрослый раскладывает на столе
бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разных цветов,
или разных размеров и разных цветов). Предлагается самостоятельно сделать бусы,
в которых чередуются большие и маленькие бусинки, или красные и синие, или
круглые и квадратные и т.п. При выполнении этого задания важно, чтобы ребенок
не только правильно продевал нитку в отверстия бусинок, но и соблюдал
определенную последовательность нанизывания бусинок.
Можно предложить ребенку самому придумать
материал для нанизывания и узор.
Рисование
В процессе рисования у детей развиваются не
только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к
действительности, но формируются элементарные графические умения, столь
необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся
правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную
изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать
можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными
красками, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки,
укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны
положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.
Оборудование: Краски, карандаши, восковые
мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Бумага для рисования должна
быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки
для закрашивания больших пространств и т.д.
Содержание: Для начала хорошо использовать:
1. обводку плоских фигур. Обводить можно все:
дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д.
Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления кексов;
2. рисование по опорным точкам;
3. дорисовывание второй половины рисунка;
4. рисунок по образцу, не отрывая руки от
бумаги.
Хорошо развивает моторную ловкость рисование
орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым
карандашом, затем цветными. Выполнять такие упражнения можно с 5 - 6 лет. Дети
с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного
окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.
Работа с бумагой и ножницами
Изготовление поделок из бумаги также является
одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает
дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.
Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь,
нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы
дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали
веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии
с возрастом задания, и поощрения взрослых.
Советы родителям:
Если ребенок не
испытывает интереса к занятию, лучше его отложить или заменить другим. Не
прерывайте занятия на длительный срок. Не перегружайте ребенка, не стремитесь
дать ему все сразу! Много – не значит хорошо! Не делайте ничего через силу!
Занятия должны приносить радость. Не старайтесь сразу получить результаты. Даже
если что-то не получилось, важен не результат, а участие и приобретенный опыт
(даже опыт неудач).
Придумывайте сюжеты заранее, используя уже
имеющийся опыт ребенка (сказки, стихи, походы в зоопарк, театры и т.д.). Не
жалейте денег на качественные материалы и оборудование. Создавайте выставки
работ малыша. Продумайте хорошо режим дня ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий